Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил Великое освящение Успенского Адмиралтейского храма в год 320-летия со дня его первого освящения.

Совершен чин Великого освящения одного из древнейших храмов Воронежского края.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, именуемый Адмиралтейским, — один из старейших в Воронежском крае. После закрытия храма в 1940 году, он многие годы находился на грани полного разрушения. После возвращения церковного здания Воронежской епархии в 1996 году потребовалось много трудов, чтобы сохранить, восстановить и благоукрасить этот древний храм с поистине уникальной историей.

(С подробными сведениями об истории Успенского Адмиралтейского храма можно ознакомиться, перейдя по ссылке внизу страницы).

Историческое событие — Великое освящение возрожденного Успенского Адмиралтейского храма — совершилось в те дни, когда, согласно историческим данным, исполнилось 320 лет со дня его первого освящения, совершенного святителем Митрофаном Воронежским в присутствии Государей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича Романовых.

Чин Великого освящения совершил Глава Воронежской митрополии Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский.

Его Высокопреосвященству сослужили викарий Воронежской епархии епископ Семилукский Сергий, секретарь Воронежского Епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, благочинный Архиерейского церковного округа протоиерей Александр Беляев, благочинный Нижнедевицкого церковного округа протоиерей Сергий Дорофеев и настоятель Успенского Адмиралтейского храма священник Артемий Азовский.

Через священнодействия, совершаемые Архиереем, новопостроенный или подвергшийся разорению храм обретает особую благодать Божию, становится вместилищем святыни. Вначале совершаются действия с главным предметом алтаря — Престолом. После утверждения на столпах престольной доски, прибиваемой четырьмя кованными гвоздями (по числу гвоздей при распятии Господа Иисуса Христа на Кресте), отверзаются царские врата, до сих пор закрытые, и Архиерей, преклонив колена вместе с верующими, читает у Царских врат молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.

Затем приносится чистая вода, розовая вода, сосуд красного вина и губы. Омовение водою — знак духовного очищения, возлияние розовой воды напоминает о том мире, которое принесли жены к гробу Христа, красное вино — образ крови Спасителя, пролитой на Голгофе, которая прообразовала все христианские жертвенники. Омовению престола предшествует тайная молитва над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению Жертвенника (так именуется Престол в богослужебных книгах).

После омовения Архиерей с сослужащим духовенством отирают губками и белыми платами освящаемый Престол.

Затем Престол помазуется Миром в знак излияния благодати Божией; благовонный состав Мира знаменует собой животворное благоухание духовных дарований. Как после Крещения и Миропомазания человек облекается в белые одежды, так и Престол, после омовения и помазания святым Миром, облачается в нижнее и верхнее облачения. Надев на престол нижнюю одежду («срачицу» от славянского «сорочка»), священнослужители троекратно опоясуют престол вервием (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест.

Поскольку престол имеет двоякое значение — Гроба и Престола славы Божией — на него возлагается двойная одежда: нижняя, белая, знаменующая собой плащаницу, в которую было обвито тело Спасителя для погребения, и верхняя, украшенная, изображающая Его вечную Божественную Небесную славу.

Затем митрополит Сергий совершил каждение Престола, Жертвенника, алтаря и всего храма. Следовавший за Владыкой митрополитом епископ Сергий помазывал стены храма Святым Миром, а священники кропили святой водой. Каждение храма изображает славу Божию, покрывавшую в виде облака ветхозаветную скинию; помазание стен миром знаменует освящение храма благодатию Божиею.

После каждения митрополит Сергий возжег принесенную ему свечу и поставил ее на восточной стороне Престола, как бы в самой глубине востока, откуда должен изливаться духовный свет на всю просвещаемую церковь. Зажженная свеча изображает Церковь Христову, сияющую светом благодати и подающую свет всему миру.

Затем совершилось торжественное шествие со святыми мощами, которые Правящий Архиерей нес на дискосе возвышенно у своей главы. Пред внесением мощей в храм Архиерей поставляет дискос с мощами на особом столе пред затворенными вратами храма и возглашает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?». По вере Церкви, Царь славы входит в храм со святыми мощами, на которых, по вере Церкви, невидимо почивает слава Распятого, «во святых почивающего».

Святые мощи вносятся в алтарь и полагаются под престолом и влагаются в Антиминс, по той причине, что в первые три века христиане совершали богослужение на гробах мучеников, кровию которых основалась, утвердилась и укрепилась Церковь во всем мире. На Седьмом Вселенском Соборе было определено, чтобы храмы были освящаемы не иначе, как с положением в них мощей мучеников.

По совершении крестного хода, архиерей читает молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице.

В молитве, завершающей чин освящения — она читается коленопреклоненно — Архиерей со всем народом молит Господа, обновившего нас через Сына Своего, по благодати Святого Духа, и благоволившего издревле обновлять Свое творение образами Нового Завета в синайской скинии и храме Соломонове, воззреть милостиво на рабов Своих в новом жилище Своей Славы и обновить их Духом Святым, даровать православным победы, священникам мир и единомыслие, благочестивым же строителям храма спасение и оставление грехов и дары духовные для поклонения Единому Богу и Господу Иисусу Христу, молитвами Богородицы и всех святых. Затем протодиакон возглашает многолетие Архипастырю, совершившему освящение храма.

Чин освящения завершается окроплением прихожан святой водой — осеняя народ крестом, Архипастырь с кафедры окропляет паству на четыре стороны света при пении хором «Господи, помилуй».

В новоосвященном храме митрополит Сергий возглавил служение Божественной литургии.

Богослужебные песнопения исполняли хор мужской воспитанников Воронежской Православной Духовной семинарии под управлением матушки Марии Палий и хор Успенского храма.

По сугубой ектении митрополит Сергий вознес молитву о мире в Украине.

С проповедью к верующим по запричастном стихе обратился протоиерей Александр Беляев.

После отпуста Литургии митрополит Сергий поздравил духовенство и паству со знаменательным событием освящения храма, коснулся того важного исторического значения, которое Успенский храм имеет для нашего города и призвал подражать вере своих предков — строить жизнь по заповедям Евангелия Христова:

«320 лет назад этот храм был впервые освящен святителем Митрофаном в присутствии двух царей Российских Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича — братьев, царствовавших на Московском престоле. Возможно, это посещение Воронежа заложило в сердце юного Петра намерение создать здесь форпост русского флота, заложить первую верфь для создания будущего военно-морского флота России, — отметил Архипастырь. — Этот храм — свидетель очень многих перемен, которые происходили в нашем государстве: расцвета духовной жизни, затем печальных событий. Он был закрыт, в него попадали снаряды в годы Великой Отечественной войны, он был на грани уничтожения, когда создавалось Воронежское водохранилище…

Ныне освященный возрожденный храм духовно связывает нас со святителем Митрофаном, святителями Тихоном и Антонием и многими другими святителями, в нем служившими. Он — свидетель первых монашеских подвигов на нашей воронежской земле — здесь располагался один из первых монастырей, который впоследствии был переведен в Акатов монастырь, чтобы уступить место Адмиралтейству.

Наша с вами задача — сохранять то главное, о чем свидетельствуют стены этого храма: православную веру нашего народа и чистоту сердца, святость души. Свою духовную сущность мы должны основывать на Евангелии и на опыте нашей православной истории.

Дай Бог, чтобы мы были добрыми христианами и патриотами своего Отечества!» — завершил архипастырское слово митрополит Сергий.

В память об освящении храма Владыка Сергий вручил настоятелю и прихожанам икону Божией Матери «Знамение», именуемую «Курская-Коренная».

В этот торжественный день состоялось вручение Патриаршей награды — Дмитрию Олеговичу Косенко, заместителю директора федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», во внимание к помощи в строительстве храма Вознесения Господня г. Воронежа митрополит Сергий вручил Орден Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского III степени.

Затем каждый молящийся смог подойти к митрополиту Сергию и получить его архипастырское благословение.

Новости

Comments are closed.